- Калики перехожие
- странники, слепцы, убогие нищие, поющие духовные стихи и этим зарабатывающие себе хлеб. В древней Руси К. были не только убогие, о них сложено много былин, в которых им приписывают черты богатырей; вероятнее всего, что так называли странников к святым местам, паломников, живших милостыней. Они носили суму, сумку, подсумок, клюку, костыль, посох, шляпу, гуню (кафтан) и дорожный плащ и путешествовали группами, пели духовные песни, т. наз. "дух. стихи". Эти стихи обрабатывали новые, христианские, сюжеты, черпая материал из свящ. и богослужебных книг, собирая рассказы и легенды при посещении святых мест, русских и восточных, и воплощая его в образы, понятные народу. Духовные стихи имеют связь с былинами, в них один и тот же эпический склад, те же приемы в рассказе и описании; характер их церковный с большой примесью старого язычества, мифических верований, апокрифов и народных сказаний; это памятники религиозно-нравственных понятий народа, сложившихся в нем издавна. Язык стихов церковно-славянский, смешанный с народным; во всех заметно поучительное направление. Самый известный стих "О Голубиной книге", имеющий космогонический характер, который решает вопросы о начале, происхождении мира и различных его явлений. Другой стих об "Егории Храбром" рассказывает об устроении и просвещении земли русской, благодаря подвигам Егория Храброго. Стих "Евангельск. песнь" в форме вопросов и ответов, которые объясняют таинственное значение чисел от одного до двенадцати. Целый ряд песен, из которых самые замечательные "Плач земли" и "Прощание души с телом", изображают картины кончины мира и страшного суда. К нравственно-историческим стихам относятся стихи, имеющие своим содержанием притчи и сказания из Ветхого и Нового завета, рассказы о "житии святых" и т. п.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.